Квартплату должны снизить, если в квартире холодно, скачет напряжение или
плохо убирают подъезд
Постоянный
рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги привел к тому, что их оплата стала
для многих граждан практически непосильным бременем. Государство изобретает все
новые способы борьбы с должниками, а законопослушные граждане из последних сил
продолжают оплачивать счета. Квитанции с внушительными суммами обычно
продолжают приходить даже в том случае, если температура в квартире мало
отличается от уличной, а из «горячего» крана течет чуть теплая вода. Однако по
закону за некачественные или не предоставленные в полном объеме услуги ЖКХ
собственникам и нанимателям жилья положена компенсация.
Требования к качеству водо-, электро-, газоснабжения и отопления
подробно изложены в постановлении правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года «О
предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов».
Какое
водоснабжение у вас должно быть?
Холодная вода должна идти бесперебойно и круглосуточно.
Допускается ее отключение максимум на 8 часов в месяц в общей сложности и не
больше, чем на 4 часа за один раз. За каждый час отсутствия холодной воды сверх
этого времени размер платы за нее снижается на 0,15%. К примеру, если вам
отключили воду на сутки, плату за нее должны уменьшить на 3%.
Не допускается также изменение свойств и состава воды - иными
словами, если вода из крана идет грязная или имеет неприятный запах - вы можете
за нее не платить до тех пор, пока качество не придет в норму.
Горячую
воду также могут отключить не больше, чем на 8 часов в месяц и 4 часа одномоментно,
а при аварии на тупиковой магистрали - на 24 часа. В случае превышения этих
сроков положена компенсация 0,15% за каждый час сверх нормы. При этом качество
воды должно соответствовать санитарным нормам и правилам, утвержденным главным
санитарным врачом РФ. Эти правила касаются как чистоты и напора воды, так и ее
температуры. Независимо от системы теплоснабжения, горячая вода должна быть не
ниже 60°C и не выше 75°C. За каждые 3 градуса отступления от нормы плата за
горячую воду снижается на 0,1%. К примеру, если из крана идет вода температурой
45°C, плата за нее снижается на 0,5%. А если ее температура ниже 40°C, то
оплачивать горячую воду можно по тарифу холодной.
И холодная, и горячая вода должны подаваться под определенным
напором. Если он недостаточен, за каждый час слабой подачи воды плата за нее
снижается на 0,1%. А в случае, когда напор ниже нормативного на 25 и более
процентов, за воду вообще можно не платить.
Соответствующие правила касаются и бесперебойной работы
канализации (водоотведения). Ее так же нельзя отключать больше, чем на 8 часов
в месяц или 4 часа за один раз. За каждый час просрочки счет уменьшается на
0,15%.
Какое электричество у вас
должно быть?
Не допускаются и большие перерывы в подаче электроэнергии. Если
ресурсоснабжающая организация имеет в своем распоряжении два независимых
источника питания, электричество могут отключить не больше, чем на два часа.
Если источник питания один - не более, чем на сутки. Напряжение и частота
электрического тока должны соответствовать требованиям соответствующих ГОСТов.
Каждый лишний час перебоев в подаче электроэнергии или ее отклонения от
нормативов уменьшает счет на 0,15%.
Какое газоснабжение у вас
должно быть?
Такая же сумма компенсации предусмотрена и в случае отключения
газа больше, чем на 4 часа в течение месяца. Если качество газа не
соответствует ГОСТам или подается он под давлением на 25% ниже нормы, платить
за него вообще не нужно.
Какое отопление у вас должно
быть?
Строгие
правила действуют и в отношении отопления. Температура в жилых комнатах и на
кухнях в течение всего отопительного сезона не должна опускаться ниже +18°C, а
в угловых комнатах - ниже +20°C. В ванных температура должна держаться на
уровне +25°C, в прихожих - +16°C. При этом температура в помещениях не должна
превышать норму больше, чем на 4°C. Ночью (от 0.00 до 5.00 часов) допускается
понижение температуры максимум на 3°C, в остальное время она должна оставаться
в пределах нормы.
При авариях допускаются перерывы в подаче отопления не более 24
часов в течение месяца. Однако если температура воздуха в помещениях резко
снижается, сокращается и срок отключения тепла. Так, если температура в жилых
комнатах держится на уровне от +8°C до +10°C, отопление нельзя отключить
дольше, чем на 4 часа за один раз. За каждый час перерыва в подаче отопления
или снижения нормативной температуры положена компенсация 0,15% от общей суммы
оплаты.
Как отстоять свои права?
Помимо
предоставления коммунальных услуг, управляющая компания отвечает за содержание
чердаков, подвалов, подъездов и других помещений дома, а также придомовых
территорий, следит за бесперебойной работой лифтов и другого инженерного
оборудования, обеспечивает своевременный вывоз мусора.
Если качество услуг не соответствует нормативам или они не
предоставляются вовсе, потребитель должен обратиться в аварийно-диспетческую
службу управляющей компании. По закону таким обращением считается не только
письмо, но и телефонный звонок. Вы должны сообщить свои фамилию, имя, отчество,
вид некачественной услуги (например, отсутствие горячей воды или скачки
напряжения в электросети) и точный адрес, где обнаружено данное нарушение.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен внести эти сведения в журнал
регистрации, назвав свое имя-фамилию, номер, за которым зарегистрировано ваше
сообщение, и время его регистрации.
В течение двух часов после получения сообщения должна быть
проведена проверка нарушений. По итогам проверки составляется соответствующий
акт, а затем на его основании делается перерасчет платы за жилищно-коммунальные
услуги.
К сожалению, на практике отстоять свои права бывает непросто.
Иногда диспетчерские службы отказываются фиксировать сообщения о нарушениях, не
спешат проводить проверки или делают контрольные замеры таким образом, чтобы
подогнать полученные данные под норматив. В этом случае вы имеете право
обратиться в Госжилинспекцию, которая должна провести собственную проверку.
Можно провести замеры и составить акт самостоятельно, если при этом будут
присутствовать ваши соседи, или обратиться в независимую экспертизу. Но и тут
нет гарантий, что управляющая компания немедленно признает факт нарушений и
сделает перерасчет. В любом случае имеет смысл подсчитать примерную сумму
возможных компенсаций и подумать, сколько времени и сил вы готовы потратить на
то, чтобы их получить.
Елена Варванина
Комментариев нет:
Отправить комментарий